Программа является уникальным продуктом на рынке образовательных услуг по данному направлению. В основе программы - современные систематизированные знания от ведущих экспертов и аналитиков, а также многолетний опыт специалистов – практиков, работающих в учреждениях социального обслуживания по сопровождению социально неблагополучных семей в различных регионах РФ.
Программа разработана непосредственно на основе Профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 года № 683Н и Национального стандарта РФ «Услуги по профилактике социального сиротства детей», действующего с 01.10.2021 г.
Среди основных достоинств программы:
- доказанная эффективность рассматриваемых методов и техник работы с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении;
- иллюстративная наполненность практическими кейсами с экспертным разбором действий специалистов при работе с семьей;
- интенсивное обучение с гибким подходом к запросам каждого обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий.
Выпускники программы овладеют навыками по применению комплексного подхода в работе с семьей; овладеют профессиональными компетенциями для всесторонней поддержки семей с детьми на основе выявления семейного неблагополучия и разработки индивидуальных программ реабилитации детей и семьи, с привлечением ближайшего окружения; компетенциями для повышения родительской ответственности за воспитание детей.
Основные нормы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов детей.
Факторы риска причинения вреда ребенку.
Понятие «жестокое обращение с детьми»: определение, виды, признаки, влияние на актуальное состояние ребенка и «отстроченные» последствия.
Методика оценки безопасности (наличия угроз жизни и здоровью) и риска нарушения прав и причинения вреда ребенку в семье.
Угрозы безопасности, специфика их распознавания и принципы составления плана безопасности для ребенка.
Формат: 6 вебинаров по 2 академических часа, домашние задания, итоговая аттестация
Понятие травмы в жизни ребенка. Последствия влияния травматического опыта на развитие, поведение и общение ребенка.
Поведенческий рисунок и феноменология внутренних переживаний, диагностика травмы у детей.
Повышение профессиональной сенситивности и профессионального интереса к теме, готовность с ней работать.
Задачи помогающих специалистов в работе с последствиями травматического опыта ребенка.
Общий процесс и содержанием работы психолога с травматическим опытом ребенка.
Формат: 6 онлайн занятий по 3 академических часа каждое, домашнее задание и итоговая аттестация
Основные нормы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов детей.
Анализ причин и последствий безнадзорности для несовершеннолетних.
Методика оценки безопасности (наличия угроз жизни и здоровью) и риска причинения вреда и нарушения прав ребенка в семье.
Угрозы безопасности, специфика их распознавания и принципы составления плана безопасности ребенка.
Курс предоставляет возможность освоить ключевые понятия семейно-ориентированного подхода, необходимые для работы с кризисными семьями и детьми в сфере профилактики социального сиротства, из числа требуемых профессиональным стандартом «Специалист по работе с семьей».
Специалисты смогут попрактиковаться в оценке безопасности, риска и семейных условий, а также в применении технологии работы со случаем в работе с семьями, нуждающимися в услугах системы защиты детства.
Выявление детского неблагополучия и нарушения прав ребенка. Жестокое обращение с детьми в семье: определение, виды, признаки.
Раннее обнаружение жестокого обращения и неудовлетворения потребностей ребенка.
Основы наблюдения и анализа поведения ребенка.
Принципы беседы с ребенком, пережившим негативный опыт. Алгоритм действий специалиста при выявлении рисков и случаев жестокого обращения с ребенком, составления плана безопасности ребенка.
Роль и место диагностики причин семейного неблагополучия в организации социального сопровождения и подбора социальных и реабилитационных услуг семьям с детьми.
Определение понятий и проблем, связанных с семейным неблагополучием. Принципы и методы проведения социально-психологического обследования и оценки семейного неблагополучия.
Использование генограммы и экокарты в оценке социального неблагополучия.
Методика оценки психосоциальных факторов, связанных с риском жестокого обращения с ребенком: самооценка родителя, ролевая инверсия детско-родительских отношений, степень понимания потребностей ребенка.
Методика комплексной оценки семейной ситуации.
Анализ и интерпретация результатов обследования.
Подготовка заключения о причинах семейного неблагополучия и факторах риска для семьи.