Программа является уникальным продуктом на рынке образовательных услуг по данному направлению. В основе программы - современные систематизированные знания от ведущих экспертов и аналитиков, а также многолетний опыт специалистов – практиков, работающих в учреждениях социального обслуживания по сопровождению социально неблагополучных семей в различных регионах РФ.
Программа разработана непосредственно на основе Профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 года № 683Н и Национального стандарта РФ «Услуги по профилактике социального сиротства детей», действующего с 01.10.2021 г.
Среди основных достоинств программы:
- доказанная эффективность рассматриваемых методов и техник работы с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении;
- иллюстративная наполненность практическими кейсами с экспертным разбором действий специалистов при работе с семьей;
- интенсивное обучение с гибким подходом к запросам каждого обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий.
Выпускники программы овладеют навыками по применению комплексного подхода в работе с семьей; овладеют профессиональными компетенциями для всесторонней поддержки семей с детьми на основе выявления семейного неблагополучия и разработки индивидуальных программ реабилитации детей и семьи, с привлечением ближайшего окружения; компетенциями для повышения родительской ответственности за воспитание детей.
Принципы разработки плана индивидуальной профилактической работы с семьей и ребенком. Роль и место диагностики причин семейного неблагополучия.
Базовые инструменты оценки семейной ситуации: генограмма, социокарта, комплексная оценка семейной ситуации, оценка психосоциальных факторов, связанных с плохим отношением к детям.
Использование результатов проведенной диагностики специалистом при оформлении обоснованного заключения о причинах и факторах семейного неблагополучия, слабых сторонах и ресурсах семьи.
Выявление детского неблагополучия и нарушения прав ребенка. Понятие «жестокое обращение с ребенком»: определение, виды, признаки.
Маркеры и признаки вреда и неудовлетворения потребностей ребенка. Раннее обнаружение нанесения вреда и неудовлетворения потребностей ребенка.
Роль специалиста в выявлении маркеров и признаков.
Основы наблюдения и анализа поведения ребенка. Принципы беседы с ребенком, пережившим негативный опыт. Идентификация, подтверждение или опровержение признаков. Разработка стратегий для предотвращения негативных последствий и оказания помощи детям.
Курс предоставляет возможность освоить ключевые понятия семейно-ориентированного подхода, необходимые для работы с кризисными семьями и детьми в сфере профилактики социального сиротства, из числа требуемых профессиональным стандартом «Специалист по работе с семьей».
Специалисты смогут попрактиковаться в оценке безопасности, риска и семейных условий, а также в применении технологии работы со случаем в работе с семьями, нуждающимися в услугах системы защиты детства.