Участники проекта (родители и подростки) проходят дистанционные обучающие курсы, где профессионалы помогают родителям в преодолении трудностей подросткового возраста, через формирование знаний и навыков распознавания и преодоления рисков взросления подростков, профилактики опасных состояний и участия в рисковых формах поведения и самоутверждения (зацеперство, употребление ПАВ, вовлечение в игры типа «беги или умри» и т.д.).
Полученные знания и навыки помогут родителям при столкновении с необъяснимыми вспышками агрессии или протестного поведения, острыми психологическими состояниями (самоповреждающее поведение, пищевые расстройства, депрессивные состояния и т.д.).
Подростки получают достоверную информацию об особенностях взросления, физиологических и эмоциональных изменениях, задачах психологического и социального развития, возможностях и приемах самоподдержки и эмоционального регулирования, навыки критического отношения к рискованным формам поведения, возможностям получения помощи от родителей и специалистов. В случае выявления личностных трудностей родители и подростки смогут получить индивидуальные дистанционные консультации психологов и психиатра. Также в регионах реализации проекта определены опорные площадки на базе образовательных учреждений, проведены очные обучающие семинары для специалистов, в ходе которых отрабатывались навыки своевременного выявления признаков уязвимости подростков, коммуникативные навыки по взаимодействию с родителями и детьми, спроектированы алгоритмы поддержки в учреждении и на территории.
Специалистам предложена профессиональная поддержка в виде индивидуальных и групповых супервизий, а также методических вебинаров. Дистанционный формат обучения и режим он-лайн консультирования обеспечивает доступность услуги и соблюдение конфиденциального характера в отношении проблемных «закрытых» тем для подростков и их родителей.
Дистанционный режим поддержки специалистов поможет закрепить результаты обучения в рамках семинара, учесть индивидуальные и региональные запросы, более подробно рассмотреть отдельные актуальные темы в рамках методических семинаров.
Результаты реализации проекта:
Подростки: понимают основы физиологических, психологических, эмоциональных изменений; владеют навыками распознавания и регулирования эмоциональных состояний, принятия изменений, самоподдержки, заботы о себе и обращения за помощью в случае необходимости; умеют критически воспринимать информацию и выбирать безопасные приемы самомотивации и самореализации.
Родители: знают особенности подросткового возраста; понимают потребности и эмоциональный мир подростков; владеют навыками распознавания опасных состояний у ребенка, установления доверительных отношений с ним; умеют организовать поддержку ребенку; справляться с собственным родительским стрессом; сформирована готовность в обращении за профессиональной и специализированной помощью.
Специалисты: осведомлены о причинах и механизмах возникновения опасных явлений в подростковом возрасте, владеют навыками распознавания признаков опасных состояний, организации профессиональной помощи подростку и родителям на ранних этапах.